Использование интеллектуальных карт в ДОУ

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь известным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»


Метод интеллект карты был создан американским ученым, бизнесменом Тони Бьюзеном,а в мир дошкольный пришел благодаря к.п.н. В. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Mind-maps - термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти» или «карты разума» – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.
Применение интеллект-карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.
Общие требования к составлению любой интеллект – карты.
• Главная идея обводится в центре страницы.
• Лист располагается горизонтально.
• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
• Каждая мысль обводится.
• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.
https://ic.pics.livejournal.com/1way_to_english/53463037/586391/586391_900.gif

 Как нарисовать интеллект - карту? Методика довольно проста.
1. Берем лист бумаги любого формата, рисуем и пишем в центре анализируемое понятие или проблему. 
2. Рисуем "отростки" от центрального понятия - это и есть связанные ассоциации. Варианты решения проблемы, дополнительные условия и так далее.
3. Детализируем отростки - каждый состоит из нескольких веточек, которые ведут к связанным понятиям.
4. Наводим красоту: подрисовываем к ассоциациям картинки, используем разные цвета - интуитивно.

Все довольно просто. Конечно, у интеллект - карт очень много секретов, но главное - выработать собственный стиль, чтобы их создание было органично именно вашему стилю мышления.
Рисовать карты лучше руками и на бумаге (больше возможностей для полета фантазии).

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект - карт в НОД дошкольников, а в особенности дошкольников с ЗПР, дает огромные положительные результаты . В условиях реализации ФГОС использование интеллект - карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация.

Далее хотелось бы представить интеллект -карты, которые мы составили совместно с воспитанниками.

Интеллект - карта "Моя семья"
(средняя группа)


Интеллект-карта "Времена года"
(старшая группа)

2 комментария:

  1. Наталья Александровна, хочу сказать Вам огромное спасибо за идею создания интеллектуальных карт. Вчера с ребенком так увлеклисьсозданием карты, просидели весь вечер...ребенку, главное понравилось.

    ОтветитьУдалить
  2. Очень рада, что информация на сайте оказалась полезной для Вас. Буду стараться выкладывать все карты, которые мы делаем с воспитанниками

    ОтветитьУдалить